gelka писал(а):
10.распутин,он по идее был прямо супер правослçавным и во всем все время каялся, многие считали его святым старцем...кто же он? черный маг? или нет?
Григория Ефимовича Распутина оценивали и оценивают по-всякому: от “нечистой силы” до “святого”.
Писать о человеке, зверски убитом, непросто. Многие принимали его, как “человека Божия”, но затем переменили мнение. Распутин был на исповеди у Иоанна Кронштадтского в 1904 году. Содержание исповеди, естественно, не разглашалось. В 1907 году Григорий пришел к духовному сыну Иоанна Кронштадтского отцу Роману Медведю. Интеллигентный, образованный священник высказал “старцу” все, что о нем думал, и через 2 недели получил указ Синода о переводе на отдаленный приход.
Иоанн Кронштадтский утешил отца Романа: “Это кратковременное, все будет хорошо, скоро он (Распутин) о тебе забудет”.
Так оно и случилось. Ныне отец Роман причислен к лику святых, день его памяти - 26 августа/8 сентября.
Из этого эпизода видно, что Иоанн Кронштадтский не доверял Распутину, хотя не выступал с открытыми обличениями его. Деятельность Распутина еще не получила широкой огласки. Очевидно, отец Иоанн не считал возможным распространять сведения, косвенно задевающие царя. К тому же священнику не рекомендуется публично критиковать человека, бывшего у него на исповеди, дабы не подумали, что разглашается ее тайна.
Григорий Ефимович “оценил” Иоанна Кронштадтского по своему: “...святой, но не опытен и без рассуждения, как дитя”. Это из показаний бывшего царского духовника святителя Феофана (Быстрова) перед следственной комиссией Временного Правительства.
Феофан - также ученик Иоанна Кронштадтского - сначала поддерживал Распутина. Но в начале 1911 года, уже в сане епископа, предложил Синоду “официально выразить императрице неудовольствие” в связи с поведением Григория. Синод дипломатично ответил, что “это дело как раз для духовника императрицы”. В итоге владыка Феофан оказался на отдаленной Астраханской кафедре, затем в Полтаве.
В 1917 году Феофан объяснял историю Распутина как “ужасную духовную катастрофу” и грехопадение по вине растленного общества. В 1923 году архиепископ Фаддей Астраханский рассказывал в тюрьме Сергею Фуделю, с каким наивным доверием некоторые иерархи принимали Распутина и как каялся в этом владыка Феофан.
Иван Афанасьевич Федченков - будущий митрополит Вениамин познакомился с Распутиным на квартире отца Феофана. Григорий производил сильное впечатление: “необычайная напряженность личности,... точно натянутый лук”. Общались они в течение четырех лет. События вокруг Распутина приобретали черты вакханалии.
Феофан долго не верил слухам. Однако негативные моменты карьеры Распутина подтверждались точными документальными свидетельствами. Царский духовник безуспешно пытался увещевать “старца”. В итоге он порвал с царским любимцем, документы о Распутине передал Вениамину (тогда еще иеромонаху). Вениамин отвез подлинники митрополиту Антонию (Храповицкому) для передачи государю, копии сохранил у себя.
Честные защитники монархии - очевидцы происходящего - пребывали в горестном недоумении. Против Распутина выступали священномученики митрополит Владимир Петербургский, епископ Гермоген Саратовский, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский, премьер Петр Столыпин, его помощник А. В. Кривошеин, известный религиозный публицист Лев Тихомиров, обер-прокурор Синода А. Д. Самарин - человек честнейший. Не только они. Все тщетно.
Современный автор О. А. Платонов защищает Распутина. Но вот что он пишет в книге “Терновый венец России”: “Григорий Ефимович... часто посещал баню, иногда его сопровождали женщины...”. Дальнейшие подробности неизвестны. Но соблазн очевиден, общественность в шоке.
В сборнике “Дивеевские предания” (Москва, 1996) есть рассказ, как в сопровождении эскорта дворцовых фрейлин “старец Григорий” появляется у дверей кельи блаженной Паши Саровской (Прасковьи Ивановны). Дамы вошли первыми и сразу ударились в бегство. Блаженная гналась за ними с палкой и криком: “Жеребца вам стоялого!” Только каблучки стучали. Приехала к Паше Саровской Анна Вырубова. Монашки предварительно заглянули в келью. Прасковья Ивановна связывала поясом целых три палки со словами: “Ивановна, Ивановна, а как бить будешь? Да по рылу!.. Она весь дворец перевернула!” Вырубову в келью не допустили. А ведь именно Паша Саровская предсказала страстной подвиг Николая Второго. Позже она послала Вырубовой образок, ибо ей тоже предстоял страстной путь. Одно дело - духовное возмущение наивным неведением несчастной Аннушки (императрица звала Вырубову “Большой Бэби”), иное - личное прощение и благословение перед испытаниями.
В конце февраля 1918 года в тобольском заточении императрица Александра Феодоровна получила ложное известие о гибели Феликса Юсупова - убийцы Распутина. И она послала родственникам Юсупова телеграмму соболезнования. Ни слова осуждения, только сочувствие. В этом ее святость - в великом смирении перед волей Божией.
Как быть теперь с критикой Григория Распутина или с попытками его реабилитации? Не был Распутин пророком. В 1913 году в газете “Дым Отечества” он предсказал, что Россию “пальцем не тронут”. А ведь “тронули” уже в 1914-м. Что-то он предвидел, но его предсказания допускали разные толкования. Если Распутин знал, что без него царство погибнет, зачем начал рискованную игру, будто нарочно дразнил публику?
Святой может исцелить больного единой молитвой. Григорий не смог вылечить цесаревича в течение десяти лет (!). Экстрасенсы тоже как-то поддерживают своих пациентов, но неспособны излечить окончательно.
Григорий окружил себя лицами типа Арона Симановича, которого “прораспутинский” Платонов назвал “финансовым аферистом”. Распутин встречался с Симановичем около 250 раз (не менее раза каждые 10-12 дней за время их знакомства).
Был ли Распутин злостным грешником или обманывался? Вопрос не к историкам. Платонов верно пишет: “Его именем хотели заклеймить Россию”. Теперь его именем хотят скомпрометировать святых, которые якобы поддались “антираспутинской истерии”. Но Иоанн Кронштадтский, владыка Феофан, митрополит Вениамин, Паша Саровская, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна - не те люди, которые доверяли сплетням. Царь и царица - святые, тоже не верили сплетням. Для них обстоятельства сложились столь трагично, что в истории с Распутиным они не могли отличить ложь от истины.
Конец Григория страшен. Израненный, опутанный веревками, он захлебывался в ледяной невской воде. Высвободил руку. Может, хотел перекреститься. Дальше - не наш суд...
Владимир ПРИЛУЦКИЙ.