Представьте я встречаю вас и спрашиваю Камо грядешь? Ох и удивление Ваше. Церковнославянский язык никогда не был вполне понятен и всегда отличался от разговорного - даже в эпоху святых Кирилла и Мефодия, которые, воспользовавшись разговорным языком, создали на его основе новый - богослужебный, или литургический язык. Отказаться от этого языка равносильно тому, чтобы отказаться от древних икон, заменив их более "понятной" живописью, отказаться от псалмодического чтения, заменив его декламацией, отказаться от хорового пения, заменив его игрой на музыкальных инструментах. Это язык только специфический, то есть церковный.Славянский язык создали святые церковные люди Кирилл и Мефодий. Славянский язык - благодатный, одухотворенный. Само начертание букв несет в себе Дух Божий. Когда человек читает текст по-церковнославянски, каждое слово входит в душу. Поэтому все православные славянские народы служат на церковно-славянском языке. Это - богослужебный язык, и ни в коем случае нельзя текст службы переводить на русский, белорусский, украинский. В обыденной жизни мы пользуемся русским и славянским, но не замечаем этого, например: голова и глава, ворота и врата. Многим знакомо выражение “тьма кромешная”, но не все знают, что “кроме” по-славянски означает не “сверх того”, а “вне” (вне света, вне Бога). Многие приходят в церковь и говорят: “Мы не понимаем славянского языка”. Отвыкли люди от него, а некоторые просто не хотят понимать. Нецензурная брань всем понятна, а богослужебный язык, славянский, понять не могут. Надо приучать детей в церковь с малых лет ходить и самим в церковь ходить; не заходить, а ходить, стать прихожанами, а не прохожанами (как называет таких людей один батюшка). Тогда Божия благодать коснется сердца, и человек будет разуметь все слова на славянском языке. Здесь вспоминался недавно католики с органом. Считаю что это излишне. Благодать Божия действует и наполняет душу. Тот, кто уже очистил сердце покаянием, чувствует, как благодать касается струн его души, у человека появляются слезы радости. Один святой человек так говорил о себе:
“Когда я вхожу в храм и слышу пение и чтение Слова Божия - они проникают в мою душу, - я погружаюсь в океан такой любви, что забываю, что нахожусь на службе”. Святогорец Серафим пишет: однажды он так натрудился, что пришел в свою келию и хотел прилечь отдохнуть, но тут позвонили в колокол, приглашая к службе: “Когда я пришел на службу, мне так тяжело было! А как только началась служба, я погрузился в такую милость Божию, что эта служба мигом прошла”. Музыкальные инструменты для тех, кто живет без благодати и не знает, как эту благодать найти. Душа по природе своей христианка, она требует благодати, живет ею: Словом Божиим, молитвой Иисусовой... Но если человек истины не знает, живет вне Церкви, тяжело ему, он пытается пустоту душевную спиртом, музыкой, наркотиками заполнить, но ничто ему не помогает...
|